Блокада нового типа
В 1997 году президент США Билл Клинтон подписал указ, который запрещал экспорт в Иран «любых товаров, технологий или услуг». В то время интернет и электронные коммуникации еще не были широко распространены, и Клинтон вряд ли предполагал, что классическое эмбарго в скором времени обернется для Ирана блокадой нового типа — «электронной блокадой».
В пятницу, 19 декабря, президент США Барак Обама, использовав точно такие же формулировки, что и Клинтон 17 лет назад, своим указом ввел почти полное эмбарго в отношении Крыма. Но теперь последствия такого решения более ясны: одним из них может стать блокировка на полуострове таких привычных сервисов, как Gmail или Skype, закрытие доступа к популярному американскому ПО — Firefox, Google Chrome или Java.
Указ Обамы «О блокировании собственности определенных лиц и запрещении определенных транзакций в отношении Крымского региона Украины» запрещает «экспорт, реэкспорт, продажу или поставку, прямо или опосредованно, любых товаров, услуг или технологий из Соединенных Штатов или лицом Соединенных Штатов, где бы оно ни находилось, в Крымский регион Украины». Введенное эмбарго предполагает не только запрет на поставку в Крым американских товаров (которые и так не идут туда напрямую), но и запрет на доступ жителей Крыма к интернет-услугам и широко распространенным программам и приложениям — даже если они распространяются бесплатно.
Минфин США издал генеральную лицензию, разрешающую экспорт в Крым медикаментов и сельскохозяйственных товаров (точно такие же «гуманитарные» исключения вводились для Ирана). Но в лицензии нет упоминания интернет-услуг, коммуникационных сервисов или программного обеспечения.
Без комментариев
Из «крымского» указа Обамы действительно следует, что эмбарго распространяется и на интернет-сервисы, подтверждает юрист вашингтонской компании Bryan Cave Клиф Бернс, специализирующийся на санкциях и экспортном контроле: «Тот факт, что сервисы типа Gmail бесплатны, ничего не меняет». По словам Бернса, это «несколько неожиданно», учитывая, что все остальные санкционные программы США, включая иранскую, допускают исключение в виде свободного доступа гражданского населения к интернет-сервисам и коммуникационным приложениям. Как технически Google и другие компании будут обеспечивать исполнение крымского эмбарго, юрист пока не знает.
Теперь по закону американские компании обязаны отказывать в доступе ко всем вышеуказанным категориям сервисов и ПО в Крыму, если пользователь пытается скачать продукт или зарегистрироваться. Если продукт завозится в Крым в обход санкций и производитель знает об этом, он может принять меры по недопущению использования продукта: например, компания Apple может не дать активировать iPhone на территории Крыма, рассуждает вашингтонский юрист, пожелавший сохранить анонимность.
Обама объяснил, что издал указ о крымском эмбарго, чтобы «разъяснить американским компаниям, как действовать в регионе», говорит гендиректор компании «Информационное право» Александр Страх. Однако, сетует он, вопросов больше, чем ответов, и трудно сказать, как именно американские интернет-компании будут действовать в Крыму. Возможно, им придется вводить какие-то внутренние блокировки исходя из IP-адресов пользователей. Сейчас компании ориентируются на данные, предоставляемые самими пользователями. На сайте Habrahabr.ru, например, есть рассказ о случае блокировки крымского жителя Родиона Власова на американской бирже удаленных разработчиков Odesk.com: в анкете на сервисе было указано, что Власов проживает в Крыму. Для разблокировки аккаунта требуется подтверждение того, что Власов проживает вне территории Крыма.
В среде разработки одного из самых популярных языков программирования в мире Java возможна ситуация, когда вам не удастся обновить код — система выдает ошибку. «Вы находитесь в стране, на которую распространяется эмбарго. Загрузка Java невозможна» — такое сообщение получают жители Кубы, Ирана, Северной Кореи, Судана и Сирии при попытке обновить код Java.
Java принадлежит американской Oracle, представитель компании в России затруднился что-то сказать о возможном отключении Крыма от обновлений этой среды и других программ компании. В российском представительстве Microsoft заявили, что санкции не комментируют. Источник, знакомый с ситуацией в компании, сказал, что корпорация находится под юрисдикцией США и вынуждена выполнять распоряжения властей. Как именно осуществлять эмбарго, в компании пока не знают: «Понятно, что, если у жителя Крыма на компьютере стоит Windows, никто не придет к нему с автоматом и не заставит удалить ПО. Но платные версии программного обеспечения на территории полуострова теперь продаваться не будут». В Apple эмбарго тоже не комментируют. Google и Odesk.com не ответили на запросы РБК.
IT дырочку найдет
Запретить устанавливать софт на компьютеры, расположенные именно в Крыму, технически очень сложно, но на поставки софта на полуостров могут быть наложены административные (не технические) ограничения, считает генеральный директор компании «Облакотека» Максим Захаренко. По его мнению, услуги онлайн-сервисов попытаются блокировать по IP-адресам. Не будут обслуживать пользователей, а также регистрировать новых, которые в качестве места жительства сами укажут Крым. Но если человек вместо «Севастополь» напишет, например, «Саратов», проверить это будет сложно, замечает Захаренко: «Распространение пиратства, подмена IP-адресов — вот что будет. То есть формально все соблюдено, а реальный эффект будет минимальный».
Технически осуществить блокировку будет проблематично, так как ограничение по IP-адресам имеет довольно высокий процент погрешности, считает партнер группы компаний vvCube, основатель online-платформы по привлечению инвестиций Winggrace.com Даниил Кириков. При этом компании могут понести серьезные репутационные потери, прогнозирует он.
Гендиректор компании 4talk, разрабатывающей одноименный мессенджер, Сергей Кравцов уверен, что блокада Крыма почти не повлияет ни на американский, ни на российский IT-бизнес: «Это просто игра мышцами, не более того». По его мнению, программные продукты, на которые накладывается запрет, на территории Крыма не являются уникальными. Для большинства из них найдется замена отечественного производства, например браузер от «Яндекса» или почта Mail.ru. «Крым не является ни российской „кремниевой долиной“, ни IT-столицей мира. Там нет большой концентрации стартапов и научно-технологических учреждений. А для пользователей есть множество вариантов обхода блокировки, таких как VPN. Продвинутая аудитория настроит VPN в течение пяти минут, а непродвинутая перейдет на российские заменители», — заключает Кравцов.
Источник новостей: Рамблер