Уникальная летопись жизни нашей страны хранится дома у фронтовика, фотографа и книголюба из Яи Виктора Смышляева. За всю жизнь он собрал огромную коллекцию книг, газет, журналов и фотографий.
О войне не любит вспоминать
Сегодня Виктор Павлович, которому 88 лет, не любит вспоминать о войне. Хотя фронтовых испытаний пережил немало. Скромно говорит, что в атаки на фашистов не ходил, танков не подбивал, а выдумывать про несуществующие подвиги, как это порой делают некоторые ветераны, которые на самом деле и пороха не нюхали, ему совесть не позволяет. Во время войны нёс службу трудную и очень опасную. На Ленинградском фронте, в Карелии, с 1944 и по 1947 гг. наш земляк был сапёром Кингисеппского батальона. Каких только взрывоопасных «сюрпризов» ему не пришлось там повидать и обезвредить: финские пластиковые мины, противотанковые, немецкие прыгающие «шпринг-мины», растяжки с гранатами и фугасами. Ветеран вспоминает, что много раз мины хрустели у него под ногами, но не взрывались, потому что попадались, на его счастье, фанерные, которые гнили в земле ещё со времени советско-финской войны 1939 — 1940 гг. Но жертв среди его сослуживцев-сапёров было немало. Особенно из-за безответственности. Иногда сапёр невнимательно проходил с обычным щупом участок и спешил отрапортовать командиру о том, что он его разминировал. А следом шли другие солдаты и подрывались. Виктор Павлович считает, что, наверное, судьба, природная аккуратность и внимательность уберегли его на войне.
Коллекция не пылится
С раннего детства Виктор Смышляев сохранил страстную любовь к чтению, собирая книги и газеты. Много раз их перечитал, да и сейчас почти каждый день перелистывает. Для своей уникальной коллекции отвёл в доме целую комнату. А подшивки газет, которых за десятилетия набралось больше полутора тонн, хранит в сарае. К примеру, есть у него выпуски газеты «Правда» ещё за 1936 год, начиная с 1955 года — подшивки журналов «Огонёк», «Крокодил», «Советский экран», «Советское фото». Эти самые любимые издания он собственноручно переплёл в книги с прочными дерматиновыми обложками. Есть у него и десятки самодельных книг, в которых собраны публикации по разным темам: про актёров, природу, космонавтов. Переплетена и своеобразная книга памяти, в которой подшиты все сообщения, — некрологи и репортажи о смерти и похоронах наших вождей, начиная со Сталина.
После войны молодой книголюб вернулся в Яю и устроился работать в банк, начал регулярно покупать книги писателей-классиков. Первыми приобретениями стали собрания сочинений Гоголя и Лермонтова, изданные в 1948 году. А сейчас у него на полках стоит больше 2200 книг.
На книги, периодику и увлечение фотографией у него уходила примерно треть зарплаты. С фотоаппаратом он не пропускал ни одного события в Яе: как клали первый асфальт в посёлке, где и как жили его земляки после войны, на каких праздниках народ гулял — всё хранится на чёрно-белых снимках в десятках альбомов.
Сейчас Виктор Павлович живёт в просторном доме один. Сам за собой ухаживает, моет пол, прибирается, работает на огороде. Ему предлагали помощь и опеку работники социальной помощи, но долгожитель считает, что ещё в силах жить самостоятельно, каждое утро обязательно делает физзарядку с гантелями и много ходит.
Со своей коллекцией ветеран расставаться пока не намерен, а вот после смерти…
«Не станет меня, тогда пусть родные решают, как с моей коллекцией поступить. Мне бы хотелось, чтобы она попала в надёжные руки, чтобы всё это богатство люди перечитывали, чтобы на классике воспитывались сами, учили детей и помнили, какой богатой была целая эпоха нашей непростой жизни», — рассуждает коллекционер.
Источник новостей: Рамблер