Российская ракетно-космическая промышленность предлагает Китаю реализовать совместный проект в области ракетного двигателестроения. Как сообщил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, ведущий российский производитель жидкостных ракетных двигателей — химкинское НПО «Энергомаш» — по поручению космического агентства подготовил предложения по данной теме для встреч на высшем уровне.
— Параметры возможного сотрудничества по двигателям на 18-м заседании комиссии по вопросу подготовки регулярных встреч глав правительств Китая и России доложит вице-премьер Дмитрий Рогозин, мероприятие запланировано в Сочи на 11 октября, — уточнил собеседник «Известий» в Роскосмосе. — Во встрече будет участвовать вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян.
Близкий к руководству НПО «Энергомаш» источник рассказал «Известиям», что основной момент предложения для китайских партнеров в том, что российские конструкторы готовы помочь китайцам преодолеть отставание в части кислород-керосиновых двигателей первой ступени.
— Мы проанализировали состояние китайского парка средств выведения и увидели, что их ракеты в основном летают на гептиле, то есть на ядовитых компонентах — на том же топливе, которое использует наш носитель «Протон», — говорит собеседник в «Энергомаше». — Недавно они анонсировали переход на экологически чистые компоненты топлива, в первую очередь керосин и кислород как окислитель. На перспективу они рассматривают в качестве топлива метан и водород. Их новый космодром Вэньчан планируется эксплуатировать только с использованием безопасного топлива. НПО «Энергомаш» располагает целой линейкой кислород-керосиновых двигателей и внушительным опытом создания таких машин, исходя из чего и построено наше предложение. Мы готовы изготавливать и поставлять китайцам любые двигатели из существующих, либо разработать новые под их потребности.
По мнению собеседника «Известий» в НПО «Энергомаш», российские конструкторы могли бы принять участие в создании линейки новых китайских носителей «Великий поход-5», которые планируется эксплуатировать на Вэньчане. Использование российских технологий, по его словам, позволит Китаю преодолеть отставание в 10–15 лет.
В аппарате Дмитрия Рогозина заявили, что детали предстоящих переговоров в рамках подготовки встреч глав правительств Китая и России не комментируются.
Источник «Известий» в Роскосмосе отметил, что в ходе предварительных бесед китайские коллеги выразили большую заинтересованность в двигателях семейства РД-170 (создан в рамках программы «Энергия–Буран», является самым мощным жидкостным ракетным двигателем из когда-либо созданных).
— Вопрос упирается только в то, что китайцы сразу сказали, что им нужны не только сами двигатели, но и вся технология их производства, перенесенная в Китай, — отметил собеседник в Роскосмосе. — А такого варианта в наших предложениях пока нет.
Не исключено, что российские компетенции в области двигателестроения станут предметом торга в контексте резко теплеющих российско-китайских отношений. Здесь китайцы уже сделали ряд жестов, указывающих на готовность к более тесному партнерству. Например, 18 августа на семинаре, проводившемся в Москве под эгидой ОАО «Информационные спутниковые системы имени Решетнева», вице-президент китайской государственной промышленной корпорации «Великая стена» Джао Чуньчао заявил, что по поручению государственной администрации начата работа над созданием механизма, который сделает все китайские космические электронные компоненты абсолютно доступными для российской промышленности.
По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, китайские конструкторы испытывают очевидные проблемы с созданием мощных жидкостных двигателей первой ступени.
— Двигателей уровня РД-170 у них нет, и сколько они их будут делать самостоятельно, сказать сложно, поскольку информация такого рода у них абсолютно закрыта, — говорит Ионин. — Безусловно, им могут пригодиться двигатели РД-171, РД-181 для создаваемой линейки новых ракет-носителей. Но нам нужно четко понимать, что существующее на сегодняшний день технологическое превосходство нужно использовать для того, чтобы делать с Китаем совместную космическую программу. Продавать технологии ни в коем случае нельзя, речь может идти только о совместных проектах, где мы вкладываем двигатели, наш опыт пилотируемых полетов, а они вкладывают свои ресурсы.
Источник новостей: Рамблер