Ставрополь
Справочник Ставрополь

Нецензурный театр: от протеста до привычки

07 июня 2014, 09:27 Культура

C 1 июля вступает в силу закон, запрещающий нецензурную брань в СМИ, кинематографе, театрах и литературе. Штрафы будут большими. Так, только за один показ фильма или спектакля, в котором прозвучит мат, придется уплатить 40 тысяч рублей. Предстоящий запрет обсуждали накануне на Ассамблее театральных режиссеров. Кто-то считает, что в некоторых спектаклях ненормативная лексика уместна. Кто-то уверен, что это просто пошлость.

Иосиф Сталин и Надежда Аллилуева в интерпретации Владимира Агеева. Видимо, создатели спектакля решили, что без грязного словца образ вождя будет неполным. А может, просто сильно хотели быть непохожими на других.

«Это некая такая приправа, ну пусть ханжи скажут, что можно без этого, идите смотрите Чехова! Его так много, что уже просто невозможно», — жалуется актриса Агния Кузнецова.

Мат в русском театре в свое время стал своего рода криком души после 70-ти лет тотального контроля, рассказывает профессор ГИТИСа Андрей Ястребов. Тогда, в начале 90-х, такой протест выглядел уместно и востребовано, но со временем мат на сцене перерос в обыкновенную пошлость.

«Мы были окружены заботой цензоров, которые не пропускали подобную лексику или даже намеки на нее в искусство, — вспоминает Андрей Ястребов. — Потом, когда цензура ушла, театр и кинематограф стали экспериментировать. Поначалу это казалось действительно каким-то вызовом, мощным протестом и казалось, что в этом есть какая-то перспектива. Но как только любой эксперимент проходит через стадию 10-го тиража, он превращается в обыкновенный потребительский тренд. Это, с одной стороны, безвкусно, а с другой стороны, работает на создание у нашего зрителя очень дурного буржуазного вкуса, с которым всегда культура и боролась».

Материться ради красного словца, тем более в театре, — не позволительно, уверен и художественный руководитель Театра имени Пушкина Валерий Фокин. Правда, бывают случаи, когда слов из песни не выкинешь.

Валерий Фокин — художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы имени Пушкина

«Когда-то это было даже модно, но сейчас это совершенно перестало быть модным и никого уже не интересует, — говорит артист. — Также и раздевание — как мужское, так и женское — уже мало кого интересуют, это уже пройденный этап. Поэтому я считаю, что там, где можно без этого обходиться, надо обходиться. Есть в некоторых спектаклях — особенно это касается новой драматургии, современной драматургии — есть моменты, без которых сложно обойтись. Без этого, я не скажу что нельзя — обойтись можно без всего, но сложно».

Другой вопрос, который сейчас волнует театральных режиссеров: как новый закон будет соотноситься с законом об авторском праве. Ведь взять литературное произведение и просто выбросить из него мат нельзя.

«Я очень люблю пьесу Сорокина „Достоевский-трип“ и верю, что когда-нибудь я ее все-таки поставлю, — говорит Евгений Каменькович, художественный руководитель театра „Мастерская Петра Фоменко“. — Там много мата. Я просто получил у него личное разрешение играть ее без мата, и мы оттуда все это повыбрасывали, и честное слово, она не стала хуже. Это такой частный случай. Хотя я знаю, что из многих произведений Сорокина нехорошие слова нельзя выбросить, потому что тогда потеряется образ произведения, а вот здесь разговор об авторских правах мне кажется правомочен».

Мат, если хорошо поискать, можно найти и в произведениях русских классиков. Маяковский, Есенин, Пушкин, Лермонтов порой тоже грешили грязным словцом. Но любой литературовед скажет, что это скорее шутка, которая никогда не претендовала на высокое искусство.

Читать на сайте Вести.Ру