15 февраля исполняется 25 лет со дня вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. «Те кровавые события происходили сравнительно недавно — 25–35 лет назад, но люди знают о них до обидного мало», — говорит Раиса Александрова, мать погибшего в афганских горах. Только через полгода после похорон 20-летнего сына она узнала подробности его смерти. Боец 9-й парашютно-десантной роты Вячеслав Александров геройски погиб на высоте 3234, став прототипом для персонажей фильма «9 рота» Фёдора Бондарчука.
Музей для сына
«Мы торопились его любить. Он был прекрасный. Прекрасный», — пожилая женщина идёт вдоль стенда с фотографиями, останавливается около большого портрета и медленно проводит пальцами по фотографии серьёзного парнишки. «Слава, сыночек», — еле слышно шепчет Раиса Михайловна.
Все стены гостиной увешаны снимками сына. В углу — синий мундир, Вячеслав учился в речном техникуме и мечтал обойти на корабле весь мир. Около двери — старые коньки, покрывшиеся ржавчиной гантели и самодельный садок для рыбы.
В музей имени своего сына женщина заглядывает каждый день, да и как не заглянуть, когда одежда, письма и фотографии — это всё, что осталось от её мальчика. Она создала его, чтобы сберечь память о сыне и войне, которую, как ей кажется, незаслуженно забывают.
Памятный уголок сначала находился в школе села Изобильное, где учился Слава, потом район принял решение превратить старый дом семьи в полноценный музей, а рядом построить новое здание для родителей героя.
Даже с постоянным отоплением зимой тут холодно, особенно в лютые оренбургские морозы. Раиса Александрова кутается в пальто и тихо рассказывает о подвиге своего сына, делает она это привычно и размеренно — для школьников, студентов и друзей Славы она провела по музею сотни экскурсий.
Славе едва исполнилось 20 лет, когда ему выпала участь оборонять высоту 3234 в Афганистане. Оттуда хорошо просматривалась дорога на город Хост, по которой шла колонна с провиантом. 7 января 1988 года душманы начали штурм высоты, сначала обстреливая местность, а затем двинувшись в атаку в полный рост. Первый удар они нанесли с юга, где и находился Вячеслав Александров. Он отправил двоих сослуживцев в укрытие и остался один против толпы приближающихся врагов. Успев отбить одну атаку, был убит осколком гранаты во время следующей.
Снаряды ушли на салюты
«Мне потом ребята рассказывали, что снарядов у них было мало. В декабре отмечали день рождения одного из солдат, в январе — Славкин, салютовали. Они же там все были детьми, мальчишки по 18–20 лет, было бы им по 40 — они бы каждый патрон берегли, — женщина отворачивается. — Зачем мне Афганистан? Да и любой матери — зачем? Нам сыновья нужны! В Великую Отечественную понятно, за что гибли, а та война — чужая! Всю нашу элиту убили, остались одни алкаши да дети».
Мать Славы Александрова понимает, что сын мог несколько раз избежать своей участи. После второго курса он сам захотел служить в армии. Мог доучиться, но пошёл со своими одногодками — в 18 лет.
«Его сначала в Литву отправили, он полгода там был, мы радовались, не думали, что из болот в горы отправят. Мы ему в Прибалтику шесть посылок с зелёнкой отправили, у ребят там из-за влажности болячки на коже нарывали. А потом их в Афган перекинули, а там климат совсем другой, зачем наши власти так над детьми издевались?» — возмущается мать погибшего.
После учебной части Слава тоже мог не попасть в Афганистан, при высоком росте ему не хватало веса, но он вместе со всеми написал рапорт.
За три дня до своего последнего боя Слава отмечал день рождения, на торте из печенья сослуживцы вывели сгущёнкой число «20». А затем была оборона высоты 3234.
Смертельная рана юного бойца от вражеской гранаты запустила цепную реакцию, ребята остервенели, дали жёсткий отпор, и операция моджахедов провалилась. Вместе со Славой в том бою погибли ещё пять человек.
О том, что её сына не стало, Раиса Михайловна узнала лишь через 10 дней. Январским вечером в её доме собралась вся деревня, директор школы выключила новости, где как раз показывали Афганистан, и сказала «Всё, Раиса, всё». Груз 200 утром привёз капитан, и женщина попросила открыть цинковый гроб: «Он сказал мне: „Не плачьте, он у вас герой“. А я ответила: „Зачем мне нужен герой? Мне сын нужен!“».
Женщина вспоминает, что, когда гроб вскрыли, тело сына было замёрзшее и стало оттаивать только в доме. Младшая сестра Славы Света, которой тогда было 15 лет, плакала и спрашивала у мамы: «Почему он такой, почему?».
«Нам не нужны кровавые вещи»
О том, как погиб её сын, женщина узнала лишь через полгода, когда вышел приказ о присвоении Славе звания Героя Советского Союза и когда сразу после демобилизации к ней приехали трое его сослуживцев.
«Посреди ночи раздался стук в окно, мужские голоса прокричали: „Принимай детей!“ У Славы был пёс Амур, после смерти сына он никого к себе не подпускал, рычал, я одна к нему подходила, кормила, даже отец не решался. Я испугалась, что сейчас он кинется на них, выскочила в одной ночнушке, а там такое! Амур стоял передними лапами на плечах у Серёжи Борисова, который потом стал нам названым сынком, и оба рыдали заливаясь — и собака, и человек», — Раиса Михайловна монотонно перебирает газетные полосы.
Публикации о войне женщина бережно сортирует по папкам: на двух пухлых — со статьями о Славе — еле сходятся верёвки, ещё одна заполнена статьями о самой войне. Стопки писем за 25 лет от тех, кто чтит память героя, лежат отдельно, их не вместит ни один скоросшиватель.
Из всех вещей Славы из Афгана сохранилось несколько фотографий, которые оттуда он посылал родителям, комсомольский и военный билеты. Его сослуживцы ехали домой без вещей, им нельзя было даже оформлять дембельские альбомы. «Я у них спрашивала, а где же ваши вещи, а они отвечали, не нужно нам ничего кровавого. У одного Серёжи был пуховик, большой ему по размеру, он купил первый попавшийся, чтобы 200 рублей за бой на высоте 3234 не отняли на границе».
Единственный груз, который они взяли из чужой страны — это платки для матерей, Раиса Михайловна свой бережно хранит до сих пор.
«Сколько жизней та война покалечила, сколько тех, кто вернулся домой, ушли из жизни из-за её неустроенности. Государство бросило своих героев, чиновники отговаривались фразой „Мы вас туда не посылали“», — с обидой в голосе говорит мать погибшего героя.
Два близких друга и боевых товарища младшего сержанта Александрова назвали своих сыновей в честь Вячеслава, сестра Света — тоже. Три внука Раисы Михайловны — два названых и один из родных — носят имя Славы, погибшего в пыльных афганских горах на чужой войне.
Все они — герои
В 2005 году Фёдор Бондарчук снял художественный фильм о 9 роте с одноимённым названием. Близкие погибших говорят, вымысла там больше, чем правды, но в одном режиссёр не соврал — юные мальчишки дрались и умирали, как настоящие герои. Эта кинолента — небольшой фрагмент афганской войны, которая напоминает матерям о том, что их сыновей помнят.
Память — единственное, что сегодня осталось у Раисы Александровой: маленькие распашонки, в которых она выносила первенца из роддома, лыжи, проявленные фотоплёнки, коллекция значков, небольшая стопка коротких писем и 5 пустых патронов из Славиного пулемёта.
«Возле нашей школы поставили бюст, я хожу смотреть, чтобы его не украли, алкаши ведь могут сдать, памятник-то бронзовый», — переживает мать героя.
Патриотических акций, по признанию Раисы Александровой, раньше было гораздо больше: к ней приезжали экскурсии из Оренбурга и отдалённых районов области, в одной из школ были даже отряды, носящие имя афганцев. Александровцы обязательно два раза в год приезжали в Изобильное к матери погибшего солдата.
Сейчас музей посещают только школьники из соседних сёл, студенты, чтобы взять материал для курсовых. Второго августа здесь всегда гостят десантники, но сама Раиса Михайловна с выступлениями уже почти не выезжает из-за плохого самочувствия. Сейчас ей 68 лет, и она — одна из самых молодых афганских матерей в области.
«Было несколько раз и такое, что родители погибших мальчишек обижались на меня, что мой сын — герой, а их — нет. Неужели не понимают, что всех детей одинаково жалко, и все они герои! Вот говорят, если бы мы войска не ввели, американцы бы свои ракеты на границе развернули. Очень хочу спросить, а что изменилось-то? Чего Америка хотела, того и добилась, а мы потеряли почти 15 тысяч своих детей!»
Читать на сайте Аргументов и Фактов
Источник новостей: Рамблер